Issue 9(39) / September 2010

Cargo theft is an organized crime, not a property crime.
Русская версия

Кража грузов в Онтарио – серъезный бизнес, а не мелкое воровство.

В этом, сентябрьском номере, мы предлагаем нашим читателям интервью с Дэн Димитрофф, констеблем полиции региона Peel, сотрудником подразделения, которое занимается кражами автомобилей и коммерческих грузов.
Кража грузов в Онтарио – серъезный бизнес

DorogaRoad: Давайте поговорим о кражах грузов. В США, к примеру, есть несколько организаций, которые отслеживают подобного рода преступления. Одна из них - Freight Watch International. По их данным, в 2009 г. в США было украдено коммерческих грузов на сумму 487 миллионов долларов. Этот результат на 67% превысил аналогичный показатель в 290 миллионов за год 2008-й. Как сказал Грег Круа, Вице-Президент компании Marsh Canada, в своем недавнем интервью журналистам, известно, что каждый день в GTA (Большом Торонто) пропадают товары на сумму около полумиллиона долларов. Как вы думаете, насколько точна эта оценка?

Дэн Димитрофф: Полмиллиона в день?

DorogaRoad: Да.

Дэн Димитрофф: У нас в регионе Peel мы регистрируем где-то 20 краж в месяц. Не уверен, сколько в Торонто, у них них нет статистики исключительно по кражам грузов. Скажем, в Торонто 30 краж в месяц, в York и других регионах GTA еще где-то по 15 в месяц. Итого 60-65 краж грузов в месяц со средней стоимостью груза в одном похищенном трейлере скажем $100 000 (если брать по минимуму), получается...

DorogaRoad: Получаются сопоставимые цифры.

Дэн Димитрофф: По крайне мере, это цифры одного порядка.

DorogaRoad: Считается, что кражи потребительских товаров напрямую связаны с состоянием экономики. То есть люди крадут вещи, которые можно легко сбыть, а потребители всегда ищут выгоду. Что вы думаете об этом?

Дэн Димитрофф: Конечно, экономика влияет на количество краж грузов. Но, я думаю, что дело даже не в том, что потребители ищут выгоду из-за плохого состояния экономики. Мне кажется, зачастую дела компаний идут не достаточно хорошо из-за кризиса, и поэтому некоторые из них предъявляют мошеннические страховые риски. То есть их груз продан и доставлен, он не был украден, но заявлен как украденный, и страховая сумма возвращается в компанию в виде дополнительного дохода, что позволяет этой компании оставаться на плаву еще какое-то время.

DorogaRoad: Получается, это другой вид преступлений.

Дэн Димитрофф: Это все же считается кражей груза, потому что преступление именно так зарегистрировано, но мы знаем, что происходит на самом деле. Мы знаем, что есть случаи страхового мошенничества, и они являются частью общей статистики по грузовым кражам. Но, на самом деле, Вы правы, это не кражи грузов.

DorogaRoad: А какой процент составляют такого рода преступления на фоне общей статистики грузовых краж?

Дэн Димитрофф: Я могу лишь предполагать, но, думаю, обоснованным было бы считать, что случаи страхового мошенничества это 25-30% от общей статистики по кражам. Потом, немало случаев - это кражи, совершенные "своими". “Свои” - это люди, работающие в компании. Они знают, как устроена компания, где “хромает” система охраны, и пользуются этим. Я думаю, что такие случаи составляют до половины всех зарегистрированных грузовых краж. То есть 25-30% - мошенничество, плюс немалый процент - кражи, совершенные "своими", ведь иногда компании нанимают людей, которых не стоило бы принимать на работу, исходя из их криминального прошлого. Они получают информацию о работе компании и, используя свои связи, крадут эти грузы. И вторая половина - это "подлинные", “обыкновенные” грузовые кражи, когда ребята просто выискивают, чего бы такого украсть.

DorogaRoad: Это невероятно высокий процент мошенничества.

Дэн Димитрофф: Я думаю, тут важно понимать, что многие случаи грузовых краж – дело рук своих же работников. Тот, кто располагает информацией о том, что грузы, скажем, приходят каждую неделю в определенное время – будь то диспетчер, водитель или кто-то еще, – тот и обеспечивает “логистику” кражи. С другой стороны, чтобы быть покупателем таких грузов, нужно иметь свободную наличку. Например, у покупателя груза стоимостью в 150 тысяч долларов должно быть по крайней мере 30-40 тысяч долларов наличными. Поэтому, не так уж и много людей, которые вовлечены в подобные преступления, и к тому же располагают такими суммами наличных денег. Схема обычно такая: люди, работающие в компании, приходят к людям с деньгами и предлагают “на выбор” те или иные грузы. Покупатель говорит, что да, ему это интересно, и просит украсть какой-то конкретный груз. Покупатель уже знает, что груз будет доставлен, он уже связывается с другим покупателем, потому что он зарабатывает тем, что покупает украденный груз и перепродает его кому-то другому. Обычно первый покупатель покупает и старается продать груз целиком. Груз практически уже продан еще до того, как он появится на складе, - все уже спланировано, куплено и продано подчас задолго до прибытия самого груза. Как будто в магазин сходили, правда? Примерно так эта схема работает. Обычно кому-то платят за информацию о том, где находится груз, как его можно найти, какой номер трейлера, его номерные знаки. Затем кто-то заезжает на ярд на ворованном траке, цепляет трейлер, и через 30 секунд их уже и след простыл.

DorogaRoad: А какие обычно крадут товары? Например, стремятся ли “увести” электронику, продукты питания, одежду, лекарства, сигареты, или это не имеет значения, и крадется все подряд?

Дэн Димитрофф: Крадут все подряд, и иногда воры даже не знают, что в трейлере. Они просто знают, что там груз, потому что он соответствующим образом опечатан. Но, Вы правы, все, что можно легко сбыть через блошиные рынки, магазины, где все по доллару за штуку, маленькие магазинчики, все это пользуется особой популярностью. Это прежде всего консервы, подукты, напитки, салфетки, а также более дорогие предметы, такие как электроника, телевизоры, стерео-системы. Потом, еще крадут шины, особенно перед наступлением зимы. Осенью обязательно пропадают грузы с зимней резиной. В общем, все, что можно продать. Сигареты украсть сложно, потому что это дорогой груз. Один груз сигарет может стоить до полумиллиона долларов. Поэтому такие грузы охряняются особенно тщательно, и люди знают об этом. Компании предпринимают охранные меры, чтобы груз дошел безопасно из точки А в точку Б. Обычно эти меры довольно просты: трейлер не загружается до того момента, как он готов отправиться в путь. На ночь груз не оставляют без охраны. Когда трейлер загружен, водитель тут же отправляется по маршруту, и ему не разрешено где-либо останавливаться. Водитель едет из пункта А в пункт Б, и если он нигде не останавливается, прибывает на место выгрузки, скажем, в Монреале, и в тот же день разгружается, то вероятность того, что груз украдут довольно мала. Поэтому такие грузы, как сигареты, пиво и алкоголь сложно украсть. Было бы заманчиво украсть такой груз, но проблема еще и в том, что пиво и алкоголь сложнее распространить. Если вы предлагаете на продажу коробки с салфетками, то они могут быть куплены на блошином рынке, или где-то еще по бросовой цене. Но когда у вас на продажу трейлер груженый пивом, то все, кто это пиво покупает, прекрасно понимают, что оно украдено, потому что пиво у нас можно купить только в специализированном магазине, например, LCBO. Поэтому подобные грузы пропадают не так часто.

DorogaRoad: Считается, что частенько жертвы грузовых краж, например, траковые компании, не заявляют о подобных преступлениях из опасения, что их репутация может пострадать. Насколько неохотно, по Вашему опыту, компании заявляют о кражах грузов?

Дэн Димитрофф: Я бы не стал утверждать, что компании неохотно заявляют о кражах. Ведь полиция не стремится обнародовать эту информацию. А для того, чтобы компания могла подать заявку на страховое возмещение, нужен отчет из полиции и спецальный номер, иначе страховая компания не будет иметь с вами дело. Я хорошо понимаю, что бизнес компаний, особенно, траковых компаний строится на доверии и ответственности по отношению к клиентам, поэтому я могу понять нежелание компаний подмочить свою репутацию. С другой стороны, я никогда не сталкивался со случями, когда компании не заявляли бы в полицию о пропаже груза именно по этой причине. Не думаю, что такое случается часто, если случается вообще.

DorogaRoad: Как вы считаете – кражи грузов являются преступлением против собственности, или организованной преступностью?

Дэн Димитрофф: Кражи грузов – это дело рук организованной преступности. Должна работать организванная группа людей, чтобы согласованно “перемещать” трейлер с грузом. До перехода в этот отдел я семь лет проработал в отделе по борьбе с наркотиками. Неважно, сколько наркодилеров ты арестуешь – им на смену придут другие, это непрекращающаяся борьба, ты просто делаешь все, что в твоих силах, но значительно сократить их количество не получается. Здесь - другое дело, потому что не так много людей с большими деньгами, ресурсами и связями, которые смогли бы покупать и распространять грузы. И эти люди и есть организованная преступность. Они, как правило, вовлечены и в другие дела кроме продажи украденных товаров. Зачастую они занимаются и наркотиками. В регионе GTA на таком “уровне” работает ораниченное число индивидуумов. Скажем, у какого-нибудь парня наркотическая зависимость, ему нужны деньги, и он крадет груз аккумуляторных батарей. Он может их продать нескольким людям, но где он будет хранить груз? Кто-нибудь обязательно его выдаст. Кому он продаст этот груз, если у него нет связей? То есть, должна работать система распространения, иначе ничего не получится, а значит, - это организованная преступность.

DorogaRoad: Не могли бы Вы привести свежие примеры, когда груз был похищен, а потом найден и возвращен владельцу?

Дэн Димитрофф: Да, конечно. Недавно мы в короткие сроки вернули владельцам три похищенных груза: там были газонокосилки, телевизоры, а третий груз – детские игрушки и сок. Стоимость трех грузов была около 800,000 долларов. И недавно был еще похожий случай. Мы знаем людей, которые вовлечены в эти дела на самом “высоком” уровне. Мы знаем, потому что регулярно общаемся с тайными осведомителями, и просто с людьми, которые работают в этом бизнесе. Затем мы сопоставляем информацию о том, кто из дельцов работает на каком уровне, и чем они занимаются. Остается только их поймать. Иногда, однако, сделать это очень сложно, потому что эти персонажи знают свое дело, они умны, и изворотливы. Они опытны и хорошо знакомы с тем, как полиция смотрит на эти вещи. Поэтому иногда этих ребят поймать сложно, но мы знаем, кто они.

Один человек занимался подобными делами в нашем регионе многие годы, и я узнал о нем, когда только начал работу в отделе по борьбе с преступлениями в отношении коммерческих транспортных средств. Он проходил по разным делам, на него было много материалов и привязок к украденной собственности, но ни одного приговора. Мы начали наблюдать за ним, и однажды заметили, как он заходит на склад. Мы получили ордер на обыск этого склада, и еще двух складов, о которых мы узнали благодаря наблюдению. Все три склада оказались заваленными ворованным товаром. На этих трех складах мы насчитали 10 или 11 украденных грузов, и это были не просто украденные грузы вперемешку с законными, как это часто бывает, на складах хранились только украденные грузы.

И еще один случай – у нас была информация из конфиденциального источника о том, что один человек занимается нечистыми делами. Мы знали об этом и раньше, но информации было недостаточно, а тут мы узнаем о местонахождении его склада.

Опять же, мы стали наблюдать за ним, и однажды нам повезло. Другой информатор сообщил нам те же данные, что и первый, и у нас было достаточно оснований для ордера на обыск. Мы произвели обыск на трех складах и принадлежащей ему частной собственности – и нашли 18 украденных грузов. Сейчас не припомню на какую сумму было там товара, но, уверяю, это была внушительная сумма.

Как видно из этих примеров, кражи грузов – это не один или два индивидуума, которые крадут что-то один или два раза в год для своих личных целей. Это организованная сеть, и те люди, которых мы арестовываем с ворованным товаром, когда берем их с поличным, - это исполнители – наркоманы, или те, у кого есть доступ к грузам, поэтому они идут на риск. А вот те люди, которые составляют эту организованную сеть, - именно они двигают эти грузы и делают на этом деньги.

DorogaRoad: Что, по Вашему мнению, может сделать траковая индустрия для предотвращения или сокращения случаев краж грузов?

Дэн Димитрофф: Прежде всего хотелось бы, чтобы страховые компании установили определенные стандарты для траковых компаний. Скажем, если вы страхуете свою компанию, вы должны обеспечить определенные меры безопасности. Если вы не соответствуете этим стандартам или пренебрегаете правилами, страховщики не должны покрывать ваши потери. По всему региону GTA случаются кражи грузов, которые хранятся в местах, где напрочь отсутствует система безопасности. Грузы хранятся так, словно напрашиваются, чтобы пришли люди с траком, подцепили их, и через 30 секунд они пропали. Практически ничто не защищает их от кражи.

Если бы соблюдались элементарные меры охраны, даже малой доли происходящих в GTA краж не было бы. А до тех пор ничего не изменится. Когда я описываю меры безопасности в траковой индустрии в Канаде своим американским коллегам, им смешно. Потому что там у них на каждом ярде или складе ограждения, колючая проволока, собаки, тщательная проверка на входе и на выходе. Они говорят, что если бы всего этого не было, трак или груз не простояли бы там и ночи.

А у нас здесь к этому очень расслабленное отношение, даже многие главы служб охраны в компаниях, где пропали грузы, говорят, что да, правила есть, но со временем ими начинают пренебрегать, и в конце-концов им практически никто уже не следует. Это ведет к тому, что внутри компании появляются люди, которые хотят чем – нибудь поживиться, и они знают, какими путями это можно сделать. Есть и другие средства, известные в траковой индустрии, которые могут помочь предотвратить кражи. Одно из лучших, которые относительно недавно появились, - это GPS в тракторах.

DorogaRoad: И в трейлерах.

Дэн Димитрофф: Да, и если у вас груз, который нужно защитить, оставьте GPS и в товаре. Я знаю, что это сложнее, но те, кто промышляет кражами уже ожидают, что приборы будут в тракторах или трейлерах, поэтому они быстро избавляются от трактора и трейлера, но от товара быстро, как правило, не избавиться. GPS приведет вас туда, где находится ваш груз. Поэтому, если вам нужно вернуть товар, (вы и так найдете трактор и трейлер, ведь там ваши GPS) что обычно является самой дорогой частью комбинации трак/трейлер/груз, было бы полезно оставить GPS и в товаре. Не думаю, что это сегодня так уж дорого стоит.

Я знаю, что есть компании, в которых не случается краж годами, потому что их система охраны работает исправно. Обычно, они заимствуют меры безопасности у американских компаний, ведь в США преступления распространены гораздо в большей степени, чем в GTA.

В некоторых компаниях устанавливают приборы, которые сканируют водительские права. Охранник у ворот, вы сканируете карточку, прибор считывает вашу информацию, и охранник вас пропускает. А в будке охранника стоит камера, которая нацелена прямо на лицо водителя. Только одна эта мера может остановить потенциальных преступников.

DorogaRoad: Несколько слов в заключение?

Дэн Димитрофф: Грузовые кражи, насколько я могу судить, воспринимаются обществом как преступления против собственности. Ведь жертв нет, страховые компании выплатят страховку, а их обычно в качестве жертв никто не рассматривает. И, не хочу никого критиковать, полиция в целом тоже таким же примерно образом их воспринимает – как преступления против собственности, и людям до этого нет особого дела. Мне кажется полиция региона Peel относится к этому более серьезно. Мы расширили отдел по борьбе с грузовыми кражами до 3 человек, и к нам скоро придет 4-й. Что касается судов, я не уверен, насколько серьезно они относятся к грузовым кражам. Мы скоро увидим, - несколько дел сейчас проходят через судебную систему. Было бы хорошо, если бы мы все в большей степени относились к таким кражам как к организованной преступности, понимали, что на самом деле это за люди, с кем мы имеем дело, что они не просто занимаются кражами собственности, это не просто несколько коробок салфеток, украденных из трейлера – это серьезная преступная сеть. Если мы ее прикроем, то это скажется на преступной активности в регионе в целом, не только на грузовых кражах, а на других аспектах тоже, в частности, на наркотиках. Это окажет большой позитивный эффект.

DorogaRoad: Спасибо Дэн, за уделенное нам время.

blog comments powered by Disqus

Блиц-проверка Полиции провинции Онтарио застала некоторых тракеров врасплох

Количество траков, остановленных полицейскими в рамках ежегодной блиц-проверки коммерческого транспорта, снизилось, но возросло количество выданных штрафов. Во время проведения операции “Коридор” офицеры остановили 1431 коммерческое транспортное средство и запретили эксплуатацию 31 из них из-за проблем с оборудованием или нарушениями графика работы. Всего было зарегистрировано 355 нарушений в отношении коммерческих транспортных средств.

Блиц-проверка по всей провинции началась в 6 утра 18 августа и завершилась в 6 утра 19 августа. За 24-часовой период Полиция Онтарио отслеживала случаи тракеров с агрессивным стилем вождения, а также транспортные средства, не сответствующие требованиям безопасности, на всех хайвеях провинции серии 400 и хайвеях 11 и 17.

В числе нарушений, зарегистрированных во время операции “Коридор”, 131 нарушение было за превышение скорости, 82 имели отношение к оборудованию, и 3 – к вождению в нетрезвом виде. В прошлом году во время блиц-проверки было остановлено 1532 транспортных средства, и зарегистрировано 285 нарушений: превышение скорости, несоблюдение дистанции, опасное перестроение, вождение в нетрезвом виде, будучи непристегнутым и другие случаи.