Как блокчейн может заменить систему, которая оставляет дальнобойщиков без денег.
Дальнобойщики, когда речь идет о компенсации за проделанную работу, все еще испытывают проблемы из-за отсутствия быстрых и удобных платежных систем. Создатели одного из технологических стартапов блокчейна утверждают, что они нашли решение проблемы.
По данным Американской ассоциации грузоперевозок (ATA), крупнейшей в Америке национальной торговой ассоциации дальнобойщиков, грузовики перевозят более 70% товаров Америки, принося около 875,5 млрд долларов США валового дохода от грузовых перевозок ежегодно.
Данные ATA также показывают наличие примерно 3,6 миллиона профессиональных водителей грузовиков в США, причем около 800,000 из них составляют независимые владельцы-операторы.
Однако, несмотря на важность отрасли, Филип Шлумп, коммерческий директор TruckCoinSwap — финтех компании из Вайоминга считает, что способ оплаты труда многих дальнобойщиков в корне ошибочен, устарел, и требует полного пересмотра.
«Миллионы небольших транспортных компаний в США составляют почти весь спотовый рынок доставки, и, если завтра эти предприятия исчезнут, каждый продуктовый магазин и розничный торговец в Северной Америке останутся без продуктов в течение недели», — сказал Шлумп.
Он объясняет, что на спотовом рынке грузоперевозок компании быстро реагируют на увеличение спроса. В то время как многие грузоотправители нанимают дальнобойщиков по долгосрочным контрактам, или имеют собственный внутренний парк, спотовый рынок позволяет цепочкам поставок быстро приспосабливаться к меняющимся потребностям.
По словам Шлумпа, в то время как дальнобойщики, работающие на этом рынке, обеспечивают существенную гибкость для цепочек поставок, их условия оплаты вопиюще негибкие, нередко ожидание оплаты занимает до нескольких месяцев.
Дейл Уоткинс, менеджер по бизнес-услугам в OOIDA, некоммерческой американской организации, занимающейся вопросами грузоперевозок, говорит, что условия оплаты грузов были растущей проблемой для дальнобойщиков на протяжении десятилетий, которая только усугублялась по мере того, как в бизнесе появлялось все больше сторонних брокеров.
По словам Уоткинса, когда перевозчик получает единовременный контракт на перевозку груза, можно с уверенностью предположить, что ему не будут платить в течение как минимум 30–45 дней. Таким образом, дальнобойщик, который соглашается на работу на дальние расстояния, может столкнуться с месяцами эксплуатационных расходов, прежде чем получит какую-либо компенсацию.
«Между тем они должны покупать топливо, оплачивать страховку, не пропускать платежи за грузовик, им эти деньги нужны гораздо быстрее», — сказал Уоткинс. «И здесь в дело вступает факторинговая компания. Но ее услуги стоят денег».
Согласно договорам с факторинговыми компаниями, дальнобойщики фактически продают им свои инвойсы со скидкой.
По словам Уоткинса, для некоторых дальнобойщиков процентные ставки могут достигать 30%. Несмотря на то, что дальнобойщикам платят быстрее, они могут же все же долго ждать, если захотят расторгнуть дискриминационный договор факторинга.
«Это одна из тех сделок, которую легко заключить, но из которой очень трудно выйти», — сказал Уоткинс. «Одна из первых вещей, которые факторинговая компания сделает в отношении перевозчика, с которым они заключают договор, — это наложит залог на их дебиторскую задолженность».
Следовательно, никакая другая компания не сможет на законных основаниях платить этому перевозчику напрямую, в обход факторинговой компании. Таким образом, дальнобойщикам по-прежнему может потребоваться дождаться завершения длинных сроков выставления счетов, прежде чем они смогут получить деньги от другой факторинговой компании или клиента.
Условия оплаты часто прописываются в договоре, согласованном с дальнобойщиком, но они не становятся короче, и нет ни закона, ни постановления о том, как быстро брокер должен заплатить перевозчику, добавил Уоткинс.
Предлагаемое Шлумпом решение проблемы оплаты — это децентрализованный рынок на основе блокчейна, где водители грузовиков могут продавать свои инвойсы, и превращать их в денежные средства в течение двух дней.
На бирже TruckCoinSwap, доступ к которой осуществляется через телефонное приложение, права на получение неоплаченного инвойса дальнобойщика обмениваются на его недавно созданный токен TCS на основе многоуровневой цепочки блоков. По данным компании, в настоящее время TCS торгуется на трех биржах и доступен в 80 странах.
Сумма токена TCS, которую получит дальнобойщик, будет равна ожидаемой денежной стоимости платежа по инвойсу. Затем транспортная компания могла бы немедленно продать свои TCS на одной из партнерских бирж TruckCoinSwap, чтобы обменять их на доллары США.
«Это практически та же модель, которую сейчас используют банки и факторинговые компании, с одним дополнительным шагом и отсутствием комиссий», — сказал Шлумп.
Хотя он ожидает, что инвесторы будут покупать, продавать и спекулировать на TCS, он говорит, что дальнобойщики будут защищены от волатильности цен на токены, поскольку количество токенов, которые будут получать дальнобойщики, всегда корректируется с учетом денежной стоимости инвойса. Водитель сможет немедленно продать свои токены TCS за доллары США, тем самым защитив себя от изменения стоимости в перспективе.
«Продаются ли токены за 10 центов или 10 долларов США, для дальнобойщиков это не имеет большого значения, если они могут обменять все это на наличные деньги немдленно».
После покупки счета-фактуры TruckCoinSwap получает права на сбор и ждет, пока грузоотправитель их оплатит.
В отличие от обычных факторинговых соглашений, Шлумп говорит, что TruckCoinSwap не требует залога или залога от дальнобойщиков по контрактам и не связывает их с компанией более чем одной работой.
В то время как другие блокчейн-компании, такие как SyncFab, выступали за использование блокчейна в цепочках поставок для целей отслеживания поставок, TruckCoinSwap, по-видимому, является одной из первых компаний, применивших концепцию рынка блокчейнов к проблеме выставления счетов дальнобойщикам, говорит Шлумп.
По мнению компании, успех модели TruckCoinSwap принесет пользу не только дальнобойщикам, но и всем потребителям.
«Мы надеемся, что это может привести к некоторому снижению затрат на перевозки, и ставок, и сделать все немного дешевле для конечного потребителя».
«В конечном счете, мы все платим больше за продукты в магазине, поскольку расходы на торговое финансирование прямо сейчас встроены в цепочку поставок, не все это осознают».
Модель TruckCoinSwap не лишена рисков. Это требует, чтобы было достаточно покупателей TCS, чтобы дальнобойщики всегда могли ликвидировать свои токены.
«Нам нужно было бы, чтобы люди, не связанные с транспортной отраслью, участвовали и покупали токен… то, что они делают с ним, — это их дело, они могут спекулировать, заниматься арбитражем или владеть».
Шлумп говорит, что в случае отсутствия покупателей TruckCoinSwap также будет выступать в качестве покупателя токенов Trucker на другой стороне биржи.
Однако также остаются вопросы, готова ли такая давняя и традиционная отрасль, как грузоперевозки, доверять зарождающимся технологиям, таким как блокчейн и криптовалюта.
По словам Рэйчел Премак, главного редактора FreightWaves, фирмы, занимающейся анализом глобальных цепочек поставок, отрасль грузоперевозок может медленно внедрять новые технологии.
«Пять или 10 лет назад грузоперевозки все еще работали на факсимильных аппаратах, телефонных звонках и бумаге, — сказал Премак. «Основная причина этого заключается в том, насколько децентрализована и дезагрегирована эта отрасль».
Вот почему ряд технологических компаний, таких как Convoy, основанная двумя бывшими руководителями Amazon, и Uber со своим подразделением по грузоперевозкам Uber Freight, недавно предприняли шаги в бизнесе по выставлению счетов за доставку, пытаясь автоматизировать весь процесс, сказал Премак.
«Однако многие из этих технологических компаний обнаруживают, что брокерское пространство сложнее автоматизировать, чем они первоначально предполагали, и вместо этого они переходят в мир факторинга», — добавила она.
По словам Премак, любое увеличение прозрачности, скорости или эффективности, которое может принести новая технология, имеет большое значение. Тем не менее, лучшие альтернативы факторингу по-прежнему требуют платы от дальнобойщиков, и им приходится ждать дня зарплаты.
«Даже несколько дополнительных дней или недель ожидания оплаты добавляют больше стресса, больше проблем с денежными потоками, и это последнее, что сейчас нужно многим водителям грузовиков, поскольку цены на топливо заоблачны, а ставки перевозок довольно низкие по сравнению с годом или двумя назад».
Премак добавляет, что зависимость отрасли грузоперевозок от спотового рынка стала особенно важной во время пандемии Covid-19, когда доставка стала непредсказуемой, а у американских потребителей все более стала преобладающей культура онлайн-покупок «точно вовремя».
Поскольку американские компании полагаются на мелких независимых дальнобойщиков, которые доставят им свою продукцию как можно быстрее, способы оплаты их услуг безусловно нуждаются в обновлении.